Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Практика пробных уроков как важный шаг на пути к профессии учитетя начальных классов

Опубликовано 26.12.2023

В условиях реализации новых ФГОС СПО важнейшим требованием к организации образовательного процесса в педагогическом колледже становится его ориентация на развитие компетентностей будущих специалистов, соответствующих запросам современного общества. Компетентность как «способность делать» на основе имеющихся у человека знаний, проявляется и формируется в деятельности. Важнейшим условием для формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа является организация их практической подготовки, а именно организация педагогической практики.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.Педагогическая практика «Пробные уроки» для студентов школьного отделения является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя начальных классов.

Подчеркивая важность педагогической практики,  известный педагог П.П.  Блонский писал,  что  «педагогике невозможно научить книгами...  Также необходима практика,  но не копирующая  (такая практика убийственна),  а творческая и осознающая».

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу­чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности.

Педагогическая практика «Пробные занятия» по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах – важнейший и необходимый элемент в системе профессионального становления будущего учителя. Она отражает уровень теоретической подготовки, полученной на занятиях в колледже, создает возможность закрепления, углубления и использования знаний для решения практических задач, вооружает студентов первоначальным опытом работы учителя начальных классов, оказывает мощное влияние на процесс формирования личности педагога.Педагогическая практика «Пробные занятия» позволяет увидеть весь комплекс знаний, умений и навыков, эрудицию студентов, уровень педагогической, речевой и общей культуры, степень сформированности индивидуального почерка, творческой активности, методического мастерства.Пробное занятие, его оценка и анализ –это своеобразная аттестация будущего учителя, его подготовленности к самостоятельной работе в начальной школе.

Педагогическая практика «Пробные занятия» - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию.

Целью данного вида практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по данной специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы в качестве учителя начальных классов.

В течение шестого и седьмого семестров студенты 4 курса проходили практику «Пробные уроки» в базовой школе БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова».

В ходе практики студенты должны были овладеть основными этапами методики преподавания русского языка и литературы в начальных классах:
провести уроки обучения грамоте, уроки русского языка и уроки чтения.В процессе обучения школьников на уроках русского языка, перед студентами стояла цель создать условия для совершенствования коммуникативных способностей, знаний о системе языка, развития умений логически грамотно строить свою устную и письменную речь, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

За период практики «Пробные уроки» обучающиеся провели не менее 7 уроков русского языка, письма и обучения грамоте, не менее четырех уроков литературного чтения.

Интересно и содержательно провели уроки обучения грамоте Азаров Максим («Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з» в 1 «А» классе), Семенова Кермен(«Буква З; звуки [з] [з’]» в 1 «Б» классе), Реус Кристина («Россия – родина моя. Буква Я» в 1 «А» классе), Ганбарова Софья («Правописание заглавной буквы П» в 1 «Б» классе), Мацакова Баирта («Буква Д; звуки [д] [д’]» в 1 «А» классе). Чаще всего уроки обучения грамоте в первом классе студенты проводили раздельно - сначала урок обучения первоначальному чте­нию, а за ним уже урок обучения элементарному письму.

В ходе практики «Пробные уроки» студенты колледжа познакомились с разными вариантами систем обу­чения грамоте. Основные пособия, используемые студентами при подготовке к урокам обучения грамоте («Букварь», «Азбука», прописи, дидактические материалы, наглядные пособия и пр.), учебники и прописи по обучению детей грамоте: В.Г.Горецкий и др., их воспитательные и познавательные возможности. Студенты рассматривали назначение и роль дидактических материалов, игр при обучении грамоте.

При проведении уроков чтения студенты тренировали детей в чтении и целенаправленно совершенствовали их читательские умения по работе с текстом. Воспитательные возможности уро­ков чтения определялись воспитательным потен­циалом художественного произведения, которое читали дети.

Хорошие уроки чтения провели Зорина Виктория («М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» в 4 «А» классе), Калякина Дарья («Русская народная сказка «Гуси – Лебеди» во 2 классе), МацаковаБаирта («М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб. Турецкая сказка» в 4 «Б» классе), Семенова Кермен («Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановичеи о прекрасной Царевне Лебеди» в 3 «Б» классе), УмероваАльфия («Стихи Э. Успенского. Комическая ситуация – основа юмористического произведения» в 4 «Б» классе). На уроках чтения студенты проводили целенаправленную рабо­ту над правильностью, беглостью, сознательностью и вырази­тельностью чтения, формировали читательские умения по работе с текстом; активизации «вдумчивого чтения», проводили литературоведческую пропедевтику и формиро­вали у учащихся базовой школы первоначальные литературоведческие знания.

Все студенты 4 курса успешно провели уроки русского языка в соответствии с обновленными стандартами. Наиболее яркими были уроки Семеновой Кермен («Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы» во 2 «А» классе), Умеровой Альфии («Правописание слов с безударным гласным» в 3 «А» классе), Калякиной Дарьи («Когда написание букв, обозначающая безударные гласные звуки надо запомнить» во 2 «А» классе), Надбитовой Валентины («Что такое приставка.Как найти в слове приставку» в 3 «В» классе), Ганбаровой Софьи («Падежные окончания имен существительных 3 – его склонения» в 4 «А» классе).

Уроки русского языка, которые проводили студенты, предполагали взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксиса, морфологии), морфемики, лексики, орфографии.

Не забывали будущие учителя про воспитательную направленность урока: формирование по­знавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; раз­витие активности и самостоятельности учащихся через выбор ме­тодов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспи­тание личности ученика, его способностей, его творчества. Хороший воспитательный потенциал урока показали студенты Чиркаева Елена – урок литературного чтения «Чудесный мир классики. А. С. Пушкин «Няне», «Туча» в 4 «Б» классе, Ханинова Эрвена – урок литературного чтения «А. С. Пушкин «Зимний вечер» в 3 «А» классе, Сангаджиева Цаган – урок русского языка «Как мы используем алфавит?» во 2 «Б» классе.

Студенты осуществляли связь проводимого урока с предыдущими и последующими, использовали новые достижения дидактики и педагогиче­ской психологии: формирование умственных действий на мате­риале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно ориентированное обучение, дифферен­цированный подход к учащимся.

Большую помощь оказали студентам на этой практике учителя-методисты базовой школы. Под их руководством студенты на практическом уровне овладели профессиональными умениями: научились планировать уроки, разрабатывать и оформлять технологические карты уроков. Большинство обучающихся умело работают с методической литературой, школьными учебниками, творчески отбирают и подбирают материал к урокам русского языка, письма и обучения грамоте, могут выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков.

Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя начальных классов. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный,  творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.  Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов, что они сделали правильный выбор -  стать педагогом-профессионалом,  посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию личности.

Таким образом, педагогическая практика «Пробные занятия» является важнейшим условием повышения педагогического мастерства будущих педагогов,  этапом становления и закрепления профессиональной направленности, так как она способствует развитию у студентов познавательной активности, потребности и способности непрерывно усваивать необходимые новые знания, осмысливая и принимая их в качестве средств овладения профессиональной деятельностью.

 Цереева Г.А., преподаватель по русскому языку с методикой преподавания