СЕМИНАР для кураторов и наставников молодых педагогов в системе СПО Республики Калмыкия
1 марта 2023 года состоялся семинар для кураторов и наставников молодых педагогов образовательных организаций СПО Республики Калмыкия «Компетентностная модель наставника», организованный ЦНППМ БУ ДПО «КРИПКРО», кафедрой управления и СПО.
Приветствовала участников семинара Мунчинова Л.Д., к.п.н., ректор БУ ДПО «КРИПКРО». Антонова А.Г., руководитель ЦНППМ, выступила с сообщением «Роль ЦНППМ в формировании системы научно-методического сопровождения наставнической деятельности». Гудчкаева В.Н., ст.преподаватель кафедры У и СПО, рассказала о наставничестве как инструменте достижения приоритетных задач в сфере профессионального образования.
Ломакина Ольга Алексеевна, зам директора БПОУ РК «МПК» г Городовиковск, Хаджигирова Людмила Саранговна, преподаватель БПОУ РК «ПТ» г.Лагань, участвовали в семинаре с применением ДОТ.
Тренинг «Быть наставником – это…» и «Психотехнические упражнения» по определению требований к компетенциям наставника провели Адьянова Т.Н. и Батлаева Г.Б., преподаватели БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова».
В рубрике «Наставник-наставнику» методисты, руководители ШМП, кураторы БПОУ РК Каджикова Г.Д., Хургунова О.Г., Бабова Н.Н., Отхонов Г.Т., Хаджигорова Л.С., делились опытом организации работы ШМП в своих колледжах, транслировали идеи по развитию наставничества. Работа семинара была завершена рефлексивным блоком «Рефлексия – залог успешной наставнической практики». Т.о, состоялся полезный разговор о наставничестве как форме профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников в системе СПО.
Методист ЭПК Хургунова О.Г.





Реализация системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова»
В январе 2023 года состоялось очередное заседание ШМП по теме «Организация наставничества как формы оказания помощи молодым преподавателям в их профессиональном становлении».
О процессе внедрения системы наставничества педагогических работников в ЭПК рассказала в своем выступлении Хургунова О.Г., З.У. РК, методист, рук-ль ШМП.
Сообщение об Указе президента РФ, Годе педагога и наставника в 2023 году, региональных мероприятиях в рамках года сделала Джамбинова Т.Н., к.п.н., З.У. РК, директор ЭПК.
Об участии молодых педагогов в Фестивале науки, посвященном Дню российской науки и творчества, рассказала Цереева Г.А., к.п.н, З.У. РК, зам директора по НМР.
Обучение по теме «Использование здоровьесеберегающих технологий в образовательном процессе колледжа» провела ЗУ РК, отличник просвещения, методист ОЗО Аристова В.И.
Психотехнические игры на эмпатию, создание комфортной среды провела преп-ль психологии Батлаева Г.Б.
Далее состоялось свободное общение наставников и молодых педагогов, обсуждены ближайшие перспективы предстоящей работы.






«Наставничество в современном колледже: педагогическая поддержка, педагогический десант, педагогическое сообщество»
Тема наставничества является одной из центральных в Национальном проекте «Образование». Адаптация молодых педагогов в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов, профессиональное становление молодого учителя возможны при наличии системы наставничества в рамках образовательной организации. В Элистинском педагогическом колледже имени Х.Б. Канукова система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Научно-методический отдел колледжа и наставники, закрепленные приказом директора, оказывают методическую помощь молодым педагогам в период адаптации: в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта; в совершенствовании педагогического мастерства; в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога; в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся и т. д.
В Элистинском педагогическом колледже имени Х. Б. Канукова реализуются разные формы наставничества: активно работает Школа педагогического мастерства для молодых педагогов, проводятся стажерские конференции, обучающие семинары-практикумы и т.п.
Так, 17 мая 2022 года в БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова» прошел первый обучающий семинар-практикум, в работе которого приняли участие финалисты профессиональных педагогических конкурсов, чемпионатов «Навыки мудрых» и «Абилимпикс» в рамках международного движения Worlds skills Russia. Всего участниками семинара-практикума стали более 45 педагогов, представляющих начальное образование трех районов РК и г. Элисты, а также студенты 3 и 4 курсов Элистинского педагогического колледжа имени Х.Б. Канукова. В программе семинара была запланирована пленарная и практическая части. В пленарной части участников форума поприветствовала директор Элистинского педагогического колледжа имени Х.Б. Канукова, к.п.н. Джамбинова Т.Н., с докладами об обновленных стандартах НОО, о новой системе наставничества и непрерывном образовании выступили представители КРИПКРО Мушаева Б.Н. и Антонова А.Г. В практической части ведущие педагоги Республики Калмыкия дали Мастер классы и открытые уроки по разным предметных областям в соответствии с программой семинара:
ПРОГРАММА
обучающего семинара-практикума
«Наставничество молодых: опыт, традиции, профессионализм»
Место проведения: БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова"
Участники: учителя начальных классов общеобразовательных организаций города Элисты
№ |
Тема |
время |
ответственный |
I |
Регистрация (фойе БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова") |
||
1 |
Регистрация участников. |
09.00 – 09.30 |
Гардузова Е.В., Горяева Э.А. |
Пленарная часть (актовый зал БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова") |
|||
1 |
Приветственное слово директора БПОУ РК "Элистинский колледж имени Х.Б. Канукова" |
09:30-09:40 |
Джамбинова Т.Н., к.п.н, директор БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова" |
2 |
Обновленные ФГОС НОО: какие нововведения? |
09:40 09.50 |
Мушаева Б.Н., Проректор БУ ДПО РК «КРИПРКРО» |
3 |
Непрерывное образование как объективная реальность в контексте системы повышения квалификации педагогических кадров
|
09.50-10.00 |
Антонова А. Г.,к.п.н.,Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. |
4 |
Знакомство с программой обучающего семинара-практикума |
10.00-10.10 |
Арабаджиева В.Д., методист УОА г.Элисты; Цереева Г.А., к.п.н., зам.директора по УМПР БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова" |
ΙΙ |
Мастер-классы (актовый зал БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова") |
||
1
|
Реализация проектной технологии в предметной области "Литературное чтение" 1 класс. "Инсценирование и драматизация на уроке литературного чтения по сказке «Телефон», проект, посвящённый 140-летию К. И. Чуковского. |
10:10-10:25 |
Маглинова Байрта Борисовна, учитель начальных классов Базовой школы БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова" |
2 |
Мастер- класс: "Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС (из опыта работы)" |
10:25-10:40 |
Пранцузова Ирина Владимировна, учитель начальных классов, директор МКОУ «НОШ № 22» |
3 |
Мастер-класс: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира » 3 класс, раздел «Безопасность», «Экологическая безопасность» |
10:40- 10:55 |
Четырова Нина Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ «ЭМГ» |
4 |
Мастер - класс: Урок родного калмыцкого языка в 1"б" классе на тему: "Домашние животные " |
10:55- 11:10 |
Пачаева Анна Очировна, учитель начальных классов МБОУ " СОШ 15" |
5 |
Мастер-класс: «Применение элементов УДЕ в начальной школе» |
11:10-11:25 |
Чимидова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МКОУ Юстинская СОШ |
6 |
Мастер-класс «Креативное мышление-природный дар или навык» |
11:25- 11:40 |
Мадеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов Базовой школы БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова" |
7 |
Мастер-класс «Как хорошо уметь читать!» |
11:40- 11:55 |
Андреева Светлана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ Цаганаманская СОШ 2 |
8. |
Кофе-брейк |
11.55-12.25 |
Сергеева Д.В., Бондаева Б.А., Дженгурова Н.В., Костюкович Л.А. |
III |
Ленты уроков |
||
1 лента уроков (1 этаж, кабинет инклюзии БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова") |
|||
1 |
"УДЕ в начальной школе" Математика в НОО |
12:25- 12:40 |
Гавардаева Баина Васильевна, МБОУ «СОШ № 4» |
2 |
Фрагмент урока по родному русскому языку, 2 класс: Как появились фразеологизмы? |
12:40-12:55 |
Чимидова Ирина Санджиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15», |
3 |
Урок русского языка в 4 классе на тему: " I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов" |
13:10- 13:25 |
Лыскина Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15», руководитель ГМО НОО |
2 лента уроков (4 этаж, аквариум БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова") |
|||
1 |
Предмет: Окружающий мир. Тема урока: «Россия на карте», 2 класс |
12:25- 12:40 |
Авсеева Надежда Анатольевна, МБОУ «СОШ № 12» |
2 |
Урок русского языка в 3 классе на тему: " Имя прилагательное" |
12:40-12:55 |
Горяева Елена Артуровна, учитель начальных классов Базовой школы БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова" |
3 |
Фрагмент урока во 2 классе по математике «Умножение числа 3 на 3» |
13:10- 13:25 |
Барсукова Инна Олеговна, учитель начальных классовБазовой школы БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова" |
IV |
Подведение итогов |
||
1 |
Завершение семинара-практикума. Вручение сертификатов |
13: 30- 14: 00
|
Арабаджиева В.Д., методист УОА г.Элисты; Цереева Г.А., к.п.н., зам.директора по УМПР БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова" |
Открытые уроки и Мастер классы вызвали большой интерес: педагоги показали на практике наиболее востребованные современные педагогические технологии: УДЕ в предметной области «Математика», технологию развития критического мышления в предметной области «Окружающий мир», проектную деятельность в предметной области «Литературное чтение», сингапурскую методику в предметной области «Русский язык», цифровые технологии и лего конструирование в разных предметных областях и др.
Все участники семинара получили не только сертификаты участия, но и интересный опыт. Идея проведения такой формы наставничества молодых педагогов и повышения профессионального педагогического мастерства принадлежала методисту Управления образования администрации г. Элиста Арабаджиевой В.Д. и зам. директора по УМПР Элистинского педагогического колледжа Цереевой Г.А. Итоги семинара показали, что такое сотрудничество креативности молодых и педагогической традиции опытных педагогов весьма продуктивно и отвечает вызовам времени.
В этом учебном году по приглашению руководства Оватинской средней школы Целинного района будет проведен второй обучающий семинар-практикум, где студенты, учителя базовой школы, преподаватели колледжа покажут Мастер классы уроков, внеурочных занятий по новым стандартам НОО и ООО. Педагогический десант Элистинского педагогического колледжа имени Х.Б. Канукова в Целинный район запланирован на 22 ноября 2022 года.
Такое взаимодействие образовательных учреждений ООО и СПО свидетельствует о том, что наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры образовательного сообщества. Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:
- этот метод адаптации педагога предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;
- в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;
- наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
- это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
- наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Таким образом, в условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как не только как механизм адаптации молодых педагогов, но и как инструмент повышения качества образования.
НМО БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова»
ПИСЬМО от 23 января 2020 г. N МР-42/02МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О НАПРАВЛЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
Письмо БУ ДПО РК "КРИПКРО" № 219 от 25.04.2022 г.
Программа наставничества в БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова"
Диагностическая анкета по выявлению педагогических затруднений педагога
Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары
Форма согласия на обработку персональных данных